[an error occurred while processing this directive]
История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Франческо Борромини. Гений-мастеровой. (1599-1667) – представитель стиля зрелого барокко в архитектуре. Интерьер дворцов.

Безмятежный и блистательный талант Бернини сформировался в Риме в горячие годы начала века, когда ревностно определялись основные городские объекты. Погруженный в себя и бескомпромиссный Борромини, приехал в Рим около 1619 г. после ремесленного обучения мастерству каменщика в мастерской миланского собора. У него были сложные отношения с культурой и традициями. Борромини работал в тени Модерно и Бернини в непримиримом состязании с последним. В то же время он восхищался работами Микеланджело, которые считал непостижимым образцом в передаче духовного напряжения даже в большей степени, чем их совершенной формой. Окончательное утверждение Борромини в качестве архитектора произошло за пределами области влияния пантифика. В 1634г. Ордер Святой Троицы заказал ему комплекс церкви Сан-Карло Алле Кватро Фонтане (у площади четырех фонтанов), и всю революционную силу своей работы он направил на создание нового мира форм в архитектуре. Борромини создавал свою архитектуру, работая геометрическими единицами и модулями, гибкость и сложность которых восходит к концепции здания как органически целого, для которого характерна игра сжатия и расширения сил, направленных к форме пространственного единства. Он часто использовал простые материалы, облагораживая и преобразуя их в драгоценные с помощью технического мастерства и нравственности своей концепции ремесла: белая штукатурка шлифовалась и шлифовалась тысячи раз, стуккко обрабатывался с удивительным искусством, тщательно выполнялась кирпичная кладка. Его приводил в замешательство Рим, но в то же время пробуждали огромный интерес.

Особенности конструкции архитектуры 17 в. Не считаясь с логикой конструкций и возможности материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба он строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме. Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Искусство Испании и Франции XVII века Испания — главный оплот контрреформации в Европе. Борьба реалистических и антиреалистических тенденций в испанском искусстве. Главные мастера реалистического направления. Творчество Хусепе Риберы и влияние на него караваджизма.

Особенности декора интерьеров. Дробная пластика стекол, бесконечный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания.

Дворцы и виллы Рима 17 в. Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями-крыльями. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме). Мастерски использованы в них сложные рельефы местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами и скульптурными группами.

Принципы барокко имели важное значение не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города. Они придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями. Площади в свою очередь сталь объектами архитектурных композиций.

Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменика Фонтано было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц. Многочисленные обелиски и фонтаны завершали площади, организуя пространство уходящими ввысь строгими вертикалями монументов, динамикой падающей воды, неистощимой выдумкой композиционных построений. К наиболее совершенным созданиям такого типа относятся фонтаны Четырех рек на площади Навона и фонтан Тритона на площади Барберини, созданные Бернини.

Пьяцца Навона. Имеющим первостепенное значение примером барочной концепции в городском пространстве  является площадь Навона, созданная по решению папы Иннокентия 10, который хотел придать достоинство иорганичность территории, примыкавшей к его фамильному дворцу. Фонтан четырех рек бернини размещен в центре площади, имеющей форму эллипса, и представляет собой выдающийся пример синтеза природной и искусственной среды. Вместе с тем фонтан поднимает на монументальный уровень эфемерность и праздничность изображенного. Площади сообщен композиционный баланс при помощи двух других фонтанов в разных ее концах. Борромини поддержал общий замысел выгнутыми и вогнутыми фасадами церкви Санта-Агнесса ин Агоне, в то время как высокий барабан купола и две колокольни контрастируют с горизонтальной протяженностью площади, тем самым гармонизируя ее.

Карло Модерно. Палацо Барберини. Спроектированный Модерно в годы правления пантифика Урбана 8, дворец был достроен Бернини в сотрудничестве с Борромини. Его Н-образный план восходит к типологии вил. Крылья, которые отходят от центрального корпуса, пронизывает блестящее крещендо портика и лоджии, обнаруживая желание связать здание с городским пространством. В то же время сад, расположенный сзади, говорит о значении отношений между дворцом и природной средой.

Палаццо Фальконьери и палаццо Спада, Ораторий Святого Филиппа Нери, церкви Санта-Агнесса ир Агоне, Сант-Иво Алла Сапиенци и Сант-Андреа делла Фрате, Колледжио ди Пропаганда Фиде, реставрация базилики Сан-Джовани Лотерано представляют собой примеры того, Борромини смог свободно и необычно использовать традиционный репертуар от поздней античности до Микеланджело, от идеи из восточного мира до идей, почерпнутых в мире природы, и соединяя все эти компоненты, находится в художественном поиске новых архитектурных форм, делая это целеустремленно и самоотверженно.

Лестница в палаццо Барберини. В палаццо Барбеине представлены различные нововведения, направленные на то, чтобы решить проблемы, оставшиеся после Модерно и Бернини. Борромини выполнил осевое выравнивание различных частей здания и соединил большой вестибюль с лестницами, а сам вестибюль преобразовал в единое пространство с примыкающим овальным холлом.

Перспективная колоннада палаццо Спада. Борромини применил принцип перспективного сокращения в своем уникальном изобретении – в галереи палаццо Спада. Уменьшение высоты коллон и уменьшение ширины кессонированного цилиндрического свода делает реальную длину галереи в 8,6 м выглядящей как пространство, вытянутое на 37 м. Похоже на то, что Борромини заимствовал идею этой перспективной иллюзии у Браманте, который ее использовал для хора церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатира в Милане.

Сан-Андреа делла Фрате. Оболочка купола и колокольня. Незавершенный купол церкви представляет собой идею Борромини о внутренних силах здания, направленных на расширение, и внешних направляющих, которые и сжаты и сокращены. В завершении церкви преобразована традиционная типология купола, статичного и закрытого в динамичный и светлый организм. Оригинальность Борромини и революционность его решений смело нарушили привычность и спокойствие форм римских куполов. Колокольня создает фокусную городскую точку, которая меняет свой вид в зависимости от позиции зрителя.

Церковь Сан-Карло але Квадро Фонтане.Внутренний двор. Рим. Это минускул (строчная буква в средневековой рукописи- аллюзия на первое помещение храма) компактного единого пространства кластера (внутренний двор с аркадами), полного внутреннего напряжения , является плодом совершенной свободы в трактовке концепции архитектурного «ордера». К традиционным элементам, в частности мотивам Серлио: тесному взаимодействию колонн и пилястр и четырехугольному плану ренессансного двора, добавлена концепция пространства, понимаемое как непрерывное динамичное целое. Углы в 90 градусов заменили кривизну поверхности, придав пространству необычный последовательный ритм.

Церковь Сант-Иво Алла Сапиенца. Борромини назначили архитектором Сапиенцы для завершения работ,начатых Пирро Лигорией и Джакомо делла Портой. Но до1642 г. он не мог работать в церкви самостоятельно. Каменная кладка была более или менее завершена в1650 г., но церковь оставалась незаконченной вплоть до 1662 г.

Борромини отошел от концепции центрального плана, применив место нее геометрическую схему - необычную для итальянской архитектурной традиции, и, возможно, заимствованной в архитектуре поздней античности, - основанной на накладывании двух огромных равных треугольников, создающих шестиугольное пространство, имеющее форму звезды с очерченным профилем. Соседство выгнутых окончаний в точке схода одного треугольника с выпуклыми завершениями другого создает сложную и динамичную игру элементов, которые пере межуются и контрастируют друг с другом во всей церкви. Пространство выглядит однородным и целостным благодаря использованию огромных каннелированых пилястр, которые привлекают внимание своими драматическими очертаниями, которые повторены в карнизе, поддерживающим купол, хотя они и покрывают внутреннее пространство церкви без каких-либо переходных структур. Здесь мотив звезды вновь построен и передан виртуозно направленным вверх завершением к геометрической чистоте круга, на котором расположен небольшой фонарь.

Снаружи Боромини концентрируется на куполе, маскируя высокий барабан , который контрастирует с выпукло-вогнутой поверхностью полукруга. Сооружение заканчивается внутренним двором 17 в. с портиком, который он вовлекает в свою динамическую концепцию, используя его как фасад церкви. Церковь Санта-Иво – бесспорный шедевр Борромини, постройка, где его стиль достиг своей высшей точки в абсолютном и полнозначном применении всех имеющихся у него формальных и технических средств. Символическое значение церкви, основанное на очертаниях пчелы, геральдического знака семьи Барберини, производит сильное впечатление на окружающее пространство вертикальной игрой динамического расширения и сужения форм, которые кажутся более чем близкими к готическим структурам, чем к современному ему искусству Рима.

В Сант-Иво Борромини создал целую архитектурную систему, основанную на очертаниях внешних линий основания купола, отражающих форму главного плана, которые выглядят переходящими в совершенный круг, в то время как декоративные мотивы сообщают структуре непрерывный рост вверх. Выступающие области в этом выдающемся изобретении наполнены светом, который акцентирует белый цвет штукатурки и стукковой декорации. Самая верхняя часть купола украшена ступенчатым мотивом, разграниченным контрафорсами, которые поддерживают вертикальный напор фонаря и драматическую спираль короны. Спираль и верхушку завершает металлический фигурный каркас, свободно «парящий» в небе, который должен создавать эффект замешательства в панораме города, наполненного большими круглыми куполами.

Резюме. Стиль католического барокко распространился далеко за пределами Рима и Италии. Его архитектурные формы часто использовались в порядке подражания. Под сильнейшим влиянием итальянского барокко находилась немецкая архитектура. Однако в Германии стиль барокко приобретал национальные четы: там он имел разительное сходство с поздней готикой, тогда как итальянское барокко сохраняло прочную преемственность с Высоким Возрождением.


Графический дизайн в России