Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Готическая живопись.

Витраж - Зарождение витража в романскую эпоху. Технико-технологическая специфика искусства витража. Предпосылки его широчайшего распространения в готическом искусстве - в конструкции храмов, в самой природе готической архитектуры. Витраж как синтетическое выражение важнейших духовных, эстетических и стилистических особенностей готической эпохи. Фундаментальная роль и смысл света, его божественной природы, в витражной живописи. Закономерности восприятия. Распространение витража, эволюция стиля.

Проблема иконографической программы витражей. Доминанта типологической иконографии в выборе тем и сюжетов. 

Расцвет витражного искусства с начала XIII века. Витражи Шартра – хронология сохранившихся стекол, стиль и его развитие, темы и сюжеты, размещение в интерьере собора, иконографическая программа. Огромное влияние мастерской Шартра - на витражи Буржа, Санса, Тура, Кентербери, Линкольна..

Витражи Сент Шапель. Памятники витражной живописи в Англии, Испании, Германии, Италии.

Монументальная живопись - Италия как центр готической монументальной живописи вне рамок витражного искусства. Причины сохранения роли и статуса настенной живописи в Италии. Росписи Сан Франциско Ассизского. Готическая живопись Сиенны. Готическая живопись Флоренции. Авиньонский плен пап и искусство авиньонского папского двора. Расцвет монументальной живописи в Авиньоне. Творчество французских и итальянских мастеров. Симоне Мартини в Авиньоне. Монументальная живопись в светских зданиях - дворец в Пуатье, дворец пап в Авиньоне, старый Лувр и др. Искусство французской шпалеры.

Готическая иллюминация. Франция и Англия. Новые типы иллюминированных книг. Значение Псалтырей. Жанровое разнообразие. Стилистическая специфика. Эволюция традиционных школ иллюминации и формирование новых. Памятники готической миниатюры. Нарастание реалистических и натуралистических черт в миниатюре и проблема «реализма» готического искусства. Появление светских мастерских. Роль светского заказчика, особенно из высших слоев аристократии – короли и королевы, принцы и принцессы: королева Бланка Кастильская, Маргарита Прованская, Маргарита Бургундская, королева Жанна Наваррская. Уже в раннем авангарде, особенно в России, можно найти примеры критики модернизма. Этот критический метод во второй половине XX века получит название «постмодернизм». Постмодернизм – совокупность направлений, для которых характерен эстетический негативизм, отказ от создания художественных произведений, стремление дематериализовать искусство, растворить его в предметном мире. Имеет целью критику институтов модернизма.

1140-1200: развитие региональных стилей, сформировавшихся в романскую эпоху и сохранение в них романских черт. Византийские влияния. Складывание на этой двойственной основе стиля «ранней готики» в живописи XIII века. Формирование корпораций светских миниатюристов и переписчиков, наряду с монастырскими скрипториями. Роль королевских заказов на богато украшенные книги, в которых складывается светский, высоко эстетический стиль. Жанр Библии moralisee. 

Так называемый стиль «мокрых складок» с выраженным декоративным началом прежде всего в трактовке складок (его византийское происхождение и раннее распространение особенно в Англии). Со второй половины XII века: в Англии, в скульптуре северовосточной Франции, в металлопластике региона Мозеля, в манускриптах северной Франции. Типологически - это развитие манеры Николая Верденского и живописный эквивалент скульптуры Реймса. Круг памятников: Псалтырь королевы Ингеборг (между 1200-1200), положивший начало нового этапа в развитии французской иллюминации. Орнамент бордюра, доминанта синего и коричневого на золотом фоне, прекрасная каллиграфическая техника – черты нового стиля. В характере рисунка – английские влияния. Некоторые фигуры – в стиле скульптуры Реймса и Николая Верденского. К этому же стилю – ранние витражи Кентербери (ок. 1200). Основная тенденция его эволюции - к большему натурализму в рисунке складок, формирующих фигуру. Другая линия в его развитии: Альбом Вилара д’ Оннекура (1220). Специфические функции, характеристика стилистической манеры. Влияние реймской скульптуры. Альбом как источник изучения методов работы средневековых мастеров.

Англия и северная Франция - тесное взаимодействие на основе этого стиля, формирование общих художественных черт и тенденций, определивших развитие миниатюры в позднем XII - XIII веках. Ступени проявления в переходный от романики к готике и в раннеготический период: 1) Жизнь св. Аманда (1175), Библия Манериуса (1180). 2) Многие псалтыри, созданные в Англии на рубеже XII-XIII веков и в начале XIII в. - Мюнхенская Псалтырь (1200, Глостер, образец типа инициала, характерного для XII века: спирали, переплетенные с формами, напоминающими восьминог), позднейший мастер Винчестерской Псалтыри, Вестминстерская Псалтырь (1200).

Эпоха Людовика IX Святого (1214 – 1270, коронация в 1226) - одна из художественных вершин в развитии иллюминации. Влияние стиля Николая Верденского. Влияние искусства витража на колорит. Золотые фоны. Очень скоро – влияние архитектурного декора лучистого стиля. 1225-1250: дворцовое искусство французского королевского дома, определенным образом восходящее к Псалтыри королевы Ингеборг - Псалтырь Бланки Кастильской (спорная датировка – 1230 или 1252). В новом решении фона и оформлении миниатюр – усиление влияния витражной живописи на иллюминацию. Памятники близкие к Псалтыри Бланки Кастильской – Псальтырь из Евангелиария Сент Шапель (1240-е), четыре большие Библии moralisees.

Людовик Святой как собиратель рукописей. Псалтырь Людовика Святого (между 1252 и 1270, или 1256) и ее значение в искусстве XIII века (78 страниц иллюминаций во весь лист со сценами из Ветхого Завета), Псалтырь Изабеллы Французской, большая часть Евангелиария Сент Шапель (в 2-х томах, ныне в BN). Начало формирования нового стиля: замена золотого фона на архитектурный под влиянием «лучистой готики», большое значение его декоративных качеств, окончательный отказ от стилистики «мокрых складок». Источник подчеркнутой элегантности нового стиля -в творчестве мастера св. Иосифа, женских и ангельских образов Реймса. Принципиальное для парижской школы новшество декорации листа с текстом в Псалтыри Изабеллы и Евангелиарии Сент Шапель – появление декора и орнамента на полях текста, наряду с декорированным инициалом.

Особый расцвет парижской школы иллюминации к концу XIII века, ее ведущее место среди других европейских школ. Творчество мастера Оноре (? - до 1318). Работал для Филиппа Красивого. Бревиарий Филиппа Красивого (между 1288-1291). Изменение стиля Людовика Святого в его творчестве. Уменьшение композиционной роли орнаментального архитектурного фона, развитие моделирующего рисунка, светотеневая моделировка, применение белил в оформлении складок, выступающих на переднем плане, что дает впечатление пространственного построения планов. Проблема датировки его произведений – самое раннее возможно до 1288. La Somme le Roy - 1290, часть иллюминаций Нюрнбергского Часослова - 1290. Параллели с искусством Каваллини? Складывание стилистических особенностей декорирования Часословов, характерных для парижской школы XIV и раннего XV столетий – в Нюрнбергском Часослове. Более внимательное наблюдение натуры. Появление мотива «заостренного плющевого листа» - будущего декоративного признака парижских манускриптов вплоть до начала XV века. Формирование новой структуры листа: принцип сочетания иллюстрации и текста. В творчестве мастера Оноре – первый пример проникновения влияния живописи итальянской готики на север.

Творчество Жана Пюселля и его вклад в дальнейшее формирование новой стилевой концепции развития парижской миниатюры в XIV веке. Тесная связь с искусством Оноре, работа под его руководством? Первое упоминание - между 1319-1324, при дворе Филиппа Красивого. Сочетание натуралистических и гротесковых элементов в его декоре. Распространение «дролеров» и других маргинальных форм. Возможное пребывание в Италии, влияние итальянского искусства и иконографических схем (Сцена Распятия в Часослове королевы Жанны д’ Еврё, 1325-1328). Бревиарий Белльвилль (1343, или между 1323-1326) – появление типичного обрамления текста, Библия Роберта Биллинга (1327). Интерес к живописному пространству – важнейшая новая черта его искусства. Применение начальных форм перспективы – новшество итальянской живописи позднего XIII века, воспринятое в определенной степени Пюселлем. Элементы трехмерного пространства в Бревиарии Белльвилль (сцена с Давидом и Саулом и др.). Другая новая черта его искусства, перешедшая в искусство второй половины столетия – техника гризайль. Возможно подражание Джотто и его фрескам в капелле дель Арена. Работа итальянских (римских) мастеров в Париже в первые два десятилетия XIV века – вероятный стимул интереса Пюсселя к итальянской живописи. Проблема итальянских влияний – одна из важнейших для понимания стилистических изменений в парижской живописи этого времени. Отсутствие объективных возможностей ее решения ввиду отсутствия памятников, кроме миниатюры.

Английская иллюминация. Первая половина XIII века: сходство с французскими памятниками этого же времени. Псалтырь Роберта де Линдсея (аббат Питерборо, рукопись выполнена до 1222) – параллель с Псалтырью Бланки Кастильской. Большая изощренность стиля, чем у современных парижских рукописей, при схожести моделировок драпировки. Оформление изящных петлеобразных складок ткани, очень популярных в Англии, как характерная атрибуционная черта.

Середина и вторая половина XIII в. Английские Псалтыри около середины XIII века как образцы классического стиля и постепенно формирующихся в нем «манеристических» черт: Псалтырь Амсбари (1240-50), Служебник Генриха Чичестерского, Псалтырь Ившама (после 1246), Тринити Апокалипсис. Параллельно с этим стилем – две другие группы манускриптов. Одна – в Сент Олбанс, связана с Метью Парисом. Творчество Мэтью Париса (школа Сент Олбанс, ум. 1259) - 1250-е годы, синтез островных и континентальных традиций, контурный, расцвеченый рисунок. Historia Anglorum (1250). Вторая группа – связана с тремя манускриптами, подписанными “W. De Brailes”. Творчество Уильяма де Брайля (Оксфорд).

Влияние стиля мастера Оноре и миниатюры эпохи Людовика Святого в целом на английское искусство, прежде всего королевского круга: Douce Apocalypse (1270?, один из лучших Апокалипсисов столетия), Псалтырь Альфонсо – часть иллюминации, лучшая, выполнена до 1284, под сильным французским влиянием. Часть – после этой даты. Распространение дворцового стиля в живописи Вестминстерского аббатства последней четверти XIII века - стенная живопись южного трансепта и алтарь с изображением св. Петра.

Развитие этого направления в английском искусстве XIV века. Псалтырь королевы Марии (1310) – одна из вершин английской иллюминации первой половины века, работа одного мастера, исключительное качество рисунка (223 тональных рисунка на темы Ветхого Завета, 4 миниатюры вне текста перед календарем, 24 - посвященные месяцам, 27 историзированных инициалов, 470 тональных рисунка на нижних полях). Псалтырь из Питерборо или Норича (ранний XIV век, ныне Кембридж) – того же стиля. Их специфическая черта - сохранение самостоятельной роли украшенного инициала. 

 Псалтырь Роберта де Лисля: из двух частей. Одна – историзированные инициалы. Вторая (до 1339) - страница со сценами из жизни Христа, размещенные в сложной многогранной рамки – Рождество, Поклонение пастухов, Поклонение волхвов, Обрезание, Принесение во храм, Бегство в Египет. Частое применение в рукописях шахматного фона с лилиями, геральдическими леопардами и т. д.

Так называемая школа Восточной Англии и отличия ее стиля от школы Парижа. Иная структура листа с точки зрения соотношения текста и декора. Иной принцип заполнения «рамы» декором. Более сильные реминисценции искусства раннего периода британской иллюминации. Сохранение акцента на декорированный инициал. Псалтырь Питерборо (до 1321, ныне в Брюсселе). Псалтырь Сент Омер (1330).

Проблема влияния итальянского искусства на миниатюру Англии, синхронное появление итальянизмов в Англии и Франции, их влияние на систему изображения фигуры. Сцена распятия из Псалтыри Горлестон (1330).

Иллюминация 1350 – 1380: Мастерская эпохи Карла V и влияние искусства Пюсселя. «Maitre aux Boqueteaux»: Библия Жана де Си, Тит Ливий Карла V, Большие французские хроники и др. Контакты с фламандской иллюминацией, ее влияние на французскую.

Влияние гризайля в витраже и в миниатюре. «Пелена из Нарбонны» (ок. 1375) - Распятие с изображениями Карла V и Жанны де Бурбон по сторонам.

Миниатюристы герцога Берийского. Жакмар де Хесден - Большой Часослов (1409), Малый Часослов герцога Берийского. Прямой наследник стиля Пюсселя. В рисунке темах Часослова – влияние Белльвилльского Бревиария. Андре Бонвё – архитектор, скульптор и живописец, сначала у Карла V, с 1396 – у герцога Берийского. Автор надгробных статуй Иоанна Доброго, Филиппа VI в Сен Дени и др. В Псалтыри герцога Берийского – 24 иллюминации с изображениями евангелистов, апостолов, пророков. В человеческих фигурах, выполненных в гризайле - влияние его скульптурного стиля. Братья Лимбурги (Поль, Жан и Арман) - Роскошный Часослов герцога Берийского (закончен после смерти в 1416 г. герцога). Более 120 сцен из жизни Богоматери и святых. Знаменитый Календарь. Значение этого произведения, черты новой эпохи в его стиле. Туринский часослов и его место в истории иллюминации.

Живопись Империи в XIII и XIV веке: заметные отличия в развитии миниатюры в сравнении с Францией и Англией. Сопротивление французским влияниям из-за политической ситуации и отсутствия самого феномена дворцового искусства. Развитие собственного замкнутого стиля «мокрых складок» под сильным влиянием Византии. Круг (связан с именем аббата Вайнгартена Бертольда, 1200-1232) памятников Вайнгартенского служебника (1216) - вариант этого стиля.

Искусство позднего XII и первой половины XIII века (сначала на севере в Тюрингии и Саксонии) – другой вариант византинизирующего стиля, равного по значению франко-британскому. Сходство с мозаиками Сицилии XII века. Распространение стиля на западе и юге до Рейна. Памятники: Две Псалтыри для графа Тюрингии Херманна (умер в 1217) (ныне в Штудгарте и Чивидале). Вторая четверть века - Роспись со сценой Распятия в Санкт Куниберт в Кельне (1247), роспись потолка в Санкт Михаэл в Хилдесгайме (1230-40) и связанные с ней стилистически Евангелиарий из Гослара (1235-40) и Служебник для собора в Халберштадте (между 1240 и 1245). Среди поздних памятников из этой серии - Евангелиарий из Майнца (1260). Экспрессивность стиля – в жестах, в драпировках. Развитие - до 80-х годов. К концу века – вытеснение рафинированным, элегантным, но часто неинтересным локальным повтором парижского стиля. Значение искусства Бургундии в эволюции немецкой иллюминации.

Нарастание французского влияния с начала XIV века, прежде всего в школе Кельна. Освоение опыта мастера Оноре и Жана Пюселля. Диптих из церкви св. Георгия в Кельне (1325-50). 1324 - 1329: создание живописных панно для оформления алтаря Клостернойбург Николая Верденского. Итальянские влияния, знакомство с иконографией и стиля Джотто. Сцена Noli me Tangere.

 Развитие натурализма в немецкой живописи, особенно в Южной Германии.

Проблемы поздней готики.

Типологические проблемы поздней готики во всех видах искусства.

Появление новых художественных центров и школ с середины XIV - Прага и др. Нарастание декоративности с конца XIII века во всех видах искусства - от архитектуры до иллюминации. Декоративизм в английской архитектуре: веерообразные и другие разновидности сводов, не имеющих конструктивного значения.

Светская архитектура позднего периода - новшества в оформлении интерьера и экстерьера (дворец герцога Берийского в Пуатье).

Скульптура Клауса Слютера. Стиль позднеготической скульптуры в Германии.

Встреча готики и Ренессанса в Италии.

Проблемы эволюции или полный разрыв новой художественной эпохи со «старым» стилем? Центры готического влияния в итальянском искусстве Проторенессанса и раннего Ренессанса (Сиена). Готические реминисценции в художественной культуре Италии в XV веке.

Развитие реализма в итальянском искусстве 17 века Краткая характеристика эпохи. Дух и стиль итальянского барокко. Караваджо – глава реалистического направления в живописи 17 столетия.

Балдахин базилики Святого Петра в Ватикане, выполненный Лоренцо Бернини, является ярким представителем художественного стиля, господствующего в это время в архитектуре. Работая над пространством в области главного алтаря, Бернини совместил первоначальную идею с существовавшей прежде идеей 12-колонной пергулы, которая находилась в конце нефа в Старой базилике, построенной при Константине. Размер балдахина соотносится с пространством под исполненным Микеланджело куполом, который имеет динамическую и ясную структуру и является символическим центром собора.

Эстетика барокко не сводится к одному театральному блеску и экстравагантности. Ее сущность шире, чем вкусы католической церкви. Католическая церковь удачно воспользовалась идеями барокко, сделав из искусства роскошную раму католицизма. Тот же Бернини совершенно иначе выполнил частный портрет Констанции Буонарелли – женщины, которую он любил. Ничего парадного, ничего броского, что свидетельствует о новых принципах реализма в искусстве этой эпохи.

Франческо Борромини. Гений-мастеровой. (1599-1667) – представитель стиля зрелого барокко в архитектуре. Интерьер дворцов. Безмятежный и блистательный талант Бернини сформировался в Риме в горячие годы начала века, когда ревностно определялись основные городские объекты. Погруженный в себя и бескомпромиссный Борромини, приехал в Рим около 1619 г. после ремесленного обучения мастерству каменщика в мастерской миланского собора. У него были сложные отношения с культурой и традициями. Борромини работал в тени Модерно и Бернини в непримиримом состязании с последним.


Графический дизайн в России