Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Архитектура Италии.

Проблемы готической архитектуры Италии, возможности и степень внедрения готической конструкции. В начале - применение, на фоне романской традиции, лишь элементов готики, прежде всего нервюрных сводов (Ломбардия, Сан Амброджо в Милане). Цистерцианские монастыри - проводники форм цистерцианской готики в Италию, их влияние на культовую и светскую архитектуру.

XIII век – начало развития готики. Значение архитектуры доминиканцев и францисканцев. Сан Франческо в Ассизи (1228 – 1253), Сан Франческо в Болонье (1236 – 1250). Санта Мария Новелла во Флоренции и место храма в итальянской архитектуре середины и II половины XIII века.

Кафедральный собор Сиенны: органический синтез локальных романских и готических цистерцианских черт (отказ от двубашенного фасада, от открытых аркбутанов). Совпадение цистерцианского понимания компактных архитектурных объемов с национальной традицией. Центральный неф - полуциркульные аркады, двухчастное деление в высоту. Значение ордерных элементов в организации внутреннего пространства. Эстетика полихромного колористического решения интерьера. Роль света по сравнению с французскими готическими постройками. Значение купола и подкупольного пространства - тенденция к расширению, «зальной» и центрической концепции интерьера. В этом - одна из особенностей итальянской готики, особенно поздней, и связь с архитектурой барокко. Фасад собора - наиболее значительный в Италии. Трехфронтонное завершение фасада и значение треугольного фронтона в готических фасадах Италии. Связь этого типа завершения с античным наследием. Его роль в усилении декоративных функциях фасада.

Сан Антонио в Падуе (начат в 1230) и его двойственный романо (архаизирующий) - готический характер. Кафедральный собор в Ареццо (70-е – 80-е годы) – наиболее последовательно готический из храмов XIII века.

XIV век и дальнейшее развитие готики во Флоренции. Францисканский храм Санта Кроче как выражение специфики итальянской готики (Sondergotik). Флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре. Собор в Орвието – шедевр орнаментальной готики. Храмы Венеции. Образы и формы искусства каждой эпохи вызревали под воздействием ряда нехудожественных факторов. Двадцатое столетие не исключение. Факторами влияния здесь стали, например, стремительные перемены в технике, яркие научные открытия, новые средства передвижения, позволившие увидеть пейзаж планетарным, - с воздуха, из окна, быстрого поезда или автомобиля. На обложках модных журналов начала века будут не только томные красавицы, но и автомобилистки в костюмах для новых амазонок с футуристическим декором.

XV век. Миланский кафедральный собор - попытка последовательного применения французской (классической) готической архитектурной системы на итальянской почве. Сан Петронио в Болонье. Палаццо Дожей и готическая архитектура Венеции.

Большее (по сравнению с Германией) расхождение теологической программы украшения итальянских храмов с французскими: больше разнообразия и свободы выбора, меньше дидактики и назидательности. Античные мотивы.

Иная, чем в Германии и Франции, концепция стены в итальянских храмах. Отсутствие, по контрасту с Францией, ажурности и растворения стены в самой конструкции. Сохранение ее поверхности как в немецкой архитектуре. Но утрата ощущения каменной массы за счет широкого применения настенной живописи.

Появление кафедр соборов: впервые в доминиканских и францисканских храмах. Архитектурные формы, система декора, насыщенность и семантическая концентрация теологической программы. 

Готические постройки Италии: Сан Франческо в Ассизи (1228 - 1253); Сан Франческо в Болонье (после 1236); Сант Антонио в Падуе (после 1232); Сан Франческо в Сиене (1250 - 1326); Сан Доменико в Сиене (1293 - 1361); Кафедральный собор Сиены (1196 - XIV); Кафедральный собор в Орвието (1285 - 1310); Санта Мария Новелла во Флоренции (1283 - XV); Санта Кроче во Флоренции (1295); Кафедральный собор Флоренции Санта Мария дель Фьоре (1296 - XV); Сан Петронио в Болонье (начат в 1388); Санта Мария Глориоза деи Фрари в Венеции (1361 - 1417); Кафедральный собор в Милане (1387 - 1452, XIX). Цистерцианские храмы по французским образцам: Касамари (1203 - 1217), Сан Гальяно (ок.1227), Сан Мартино (после 1215), Фоссанова (1187- 1208).

Готическая скульптура.

 Расширение функций скульптуры в готическом архитектурном ансамбле. Развитие и обогащение иконографической программы, тем и сюжетов. Характеристика стиля. Натурализм и идеализм в готической скульптуре (Дворжак). Принципы декорирования собора: во Франции - акцент на украшении западного фасада и фасадов трансептов, особенно порталов; в Англии - сплошная декорировка портала и всего западного фасада; в Германии - отказ от французской системы и размещение статуарной скульптуры в интерьере; в Италии - на столбах и, впервые в Европе, на кафедрах.

Алтарь Клостернойбург Николая Верденского (1181) и его влияние на готическую скульптуру. Ярко выраженный «типологический» характер иконографии. Деление истории на три периода (события ante legem, до получения Моисеем 10 заповедей, события sub legem, от Моисея до воплощения Христа, события sub gratia, описанные в Евангелиях). Провиденциальный характер сопоставления событий между периодами.

Трансформация стиля под влиянием светского искусства и дворцово-куртуазного стиля в эпоху Людовика Святого. Нарастание роли индивидуального заказа, влияние вкуса заказчика и покровителя искусств на архитектурные формы и иконографическую программу украшения капелл - дворцовых и других. Сент Шапель - образец дворцовой капеллы. Статуарная пластика в интерьере собора, существующая независимо от архитектуры, ее типология и стилистическая специфика. Усиление статуарного начала в скульптуре в целом. Место и значение образа Богоматери в этих процессах. Нарастание влияния Парижа на стиль в скульптуре.

Готическая скульптура Франции.

Круг ранних памятников - западные фасады Сен Дени (1135 – 1140) и Шартра (нач. ок. 1175) и проблема их взаимоотношений. Связь с романикой (регион Бургундии, Сен Бенин в Дижоне).

Сен Дени – место западного портала в развитии пластики и иконографии от романики к готике. Вопрос об изначальном объединении скульптуры собора вокруг одной иконографической программы и попытки ее гипотетической реконструкции. Роль аббата Сугерия в определении главной идеи украшения западного фасада и в применении типологического принципа для ее выражения. Прославление французской монархии через установление прообразовательной связи между французской королевской династией и ветхозаветными королями и пророками – размещение 20 статуй (типа статуи-колонны, впервые здесь примененного) ветхозаветных персонажей на западном фасаде собора – усыпальницы французских королей (захоронения Карла Лысого и Гуго Капетинского среди многих других). Значение новой формулы сочетания скульптурного портала со статуями-колоннами в дальнейшем развитии пластического решения фасада. Оформление центрального портала - традиционное размещение Страшного суда и 24 старцев в тимпане и волютах.

Стиль Шартра - концентрированное выражение характерных черт стиля XII века. Более высокое качество, более широкая и богатая иконографическая программа, чем в Сен Дени. Очень высокое художественное и техническое качество исполнения, достижение идеального синтеза скульптуры и витражей с архитектурой. На этом фоне - отсутствие цельной и последовательной иконографической программы западного фасада, свидетельствующее о том, что на его оформление скульптурой и витражами не сказалось влияние философско-теологической школы Шартра, одной из сильнейших в это время в Европе. Отражение во всех этих процессах начинающихся изменений в статусе и функциях самого искусства (А. Грабар). Классический выбор сюжетов в тимпанах западного фасада – в центре Теофания, в боковых – цикл из детства и Вознесение.

Северный фасад Шартра (1200-1210) – следующая стадия в развитии готического стиля в пластике. Оформление сцены Коронования Богоматери и ее последующее распространение в Лаоне, Санлисе, Париже. В боковых тимпанах – Йов и Страшный суд. Неясная аргументация выбора сцен. Южный фасад – самый поздний. Еще большее нарастание художественного единства в ансамбле скульптур. Сцена Страшного суда и жития св. Стефана, Николая и Мартина. Индивидуализация фигур, но - единая манера обработки складок, единство поз и жестов. Отсутствие движения, «общения» между фигурами и зрителем и самими фигурами. Связь с архитектурой, усиление скульптурой основных качеств портала - величественность, покой.

Отсутствие иконографической систематизации декора всего фасада (и тем более – всех фасадов), ограничение иконографической идеи рамками одного портала – общая черта скульптурной декорации Шартра, Нотр Дам де Пари, Реймса, Амьена, Страсбурга. Параллель с оформлением витражей, где именно окно, а не серия окон выражает определенное иконографическое и семантическое единство. Практика отдельного для каждого окна заказа витражей. 

Два типа завершения перехода от романики к ранней готике в скульптуре: пластика Сенлиса (1175) и пластика Лаона (1200).

Скульптура Реймса: первый стиль - 1211-1225 (Сцена Сретения, фигуры с северного портала трансепта и др.). Античные черты в первом реймском стиле (моделировка складок). Поиск их истоков: в художественной культуре региона Мозеля и в произведениях Николая Верденского (алтарь Клостернойбург, 1181).

Второй стиль Реймса, так называемый «амьенский» - 1230-1240 (сцена Принесения во храм, кроме фигуры Иосифа). Манера так называемого «Мастера св. Иосифа». «Натуралистический стиль» растительного декора (листьев деревьев и растений) капителей Реймса. Его эволюция в украшении самого храма: «натурализм» нарастает от ранних капителей хора и апсиды к капителям западного фасада. Влияние на скульптуру Франции и Европы в целом (Наумбург, Германия; Саутвелл, Англия; Леон, Испания).

Скульптура Амьена и формирование «амьенского стиля» (сцена Благовещения, 1225 г.). Связь с византийской пластикой X века. Синтез в скульптуре Амьена и в творчестве Мастера св. Йосифа черт, характерных для французской готической скульптуры в последующие полтора столетия.

Нотр Дам де Пари. Место скульптуры западного фасада (нач. 1208) в развитии готической скульптуры. Разновременность оформления западных порталов, отсутствие иконографического единства, возможное включение частей более раннего портала. Центральный – тема Страшного суда. В одном боковом – Богоматерь с младенцем и волхвами, в другом – Коронование и Успение. На этом фоне – огромное художественное единство западного фасада: точное размещение, пропорции и силуэты порталов, галерея королей, пересекающая его во всем эстетическое единство. Продолжение мариологических тем боковых порталов западного фасада в порталах трансептов.

Надгробные монументы Франции - синтез архитектурных форм и скульптурного декора. Надгробья Сен Дени. Возникновение и развитие портретного начала в надгробной скульптуре.

Готическая скульптура Англии.

Проблемы французского влияния. Скульптура Линкольна, Рочестера, Йорка. Фасад собора в Уэллсе - крупнейший памятник английской готической пластики и его связь с реймско-амьенским стилем (сцена Коронования Богоматери над центральным западным порталом). Скульптура Вестминстерского аббатства - пример определяющей роли влияния Парижа на британскую готическую скульптуру.

Монументализм, синтез архитектуры и скульптуры в британской надгробной пластике. Роль индивидуального заказа, светского вкуса и моды в этом виде искусства. Надгробные памятники британской королевской семьи в Вестминстерском аббатстве и в кафедральном соборе Глостера. 

Готическая скульптура Германии.

Отличительные особенности по сравнению с французской. Позднее (1220-е годы) формирование готического стиля в немецкой скульптуре. Первый чисто готический памятник скульптуры (при романской форме тимпана) – южный портал трансепта собора в Страсбурге (Успение Богоматери, 1230 г.). Влияние лучших образцов скульптуры трансептов Шартра (1200-10 гг.), влияние Реймса. Проявление чисто немецких черт - интерес к повышенной экспрессии и сопереживанию зрителя. Группа Сретения из собора в Бамберге (до 1237) - стиль мастера, хорошо знакомого со скульптурой Реймса. Фигуры Разумных и Неразумных Дев с портала собора в Магдебурге - пример классической немецкой готической скульптуры. Скульптура западного хора и Распятие над его входом в соборе в Наумбурге - высшее достижение готической пластики в Германии. Поздняя скульптура Страсбурга - на западном фасаде собора (нач. XIV века). Сходство стиля с творчеством «Мастера св. Йосифа» из Реймса. Сравнительная характеристика образов Разумных и Неразумных Дев из Страсбурга и Магдебурга и отличие чисто национального стиля от стиля, возникшего под чужим влиянием. Распространение стиля Страсбурга - Фрайбург им Бресгау (западный фасад) и Кельн (пластика хора собора). 

Распространение скульптуры в интерьере храма – расположение, функции, стилистика, темы и образы. Жанр деревянных готических распятий в немецких соборах: место в организации интерьера, художественная специфика стиля,, семантика, эволюция.

Готическая скульптура Испании.

Формирование стиля на стыке французских, арабских и итальянских влияний. Памятники. До 1220 г. - Испания практически вне сферы влияния формирующегося во Франции классического готического стиля. Провинциальные французские влияния (Аквитании и Бургундии) на пластику соборов в Авиле, Сангуесе, Портал славы в Сантяго да Компостелла. Кафедральный собор в Бургосе - крупнейший памятник развитой готики, созданный по французскому образцу. Связь образа Христа на La Portada del Sarmental (южный портал трансепта) с Добрым Богом из Амьена. Влияние Реймса на пластику всего фасада. Скульптура западного портала Леона (вторая половина XIII в.) - опосредованное влияние Амьена и Реймса через стиль Бургоса. Скульптура собора в Толедо. Скульптура собора в Барселоне. Надгробная пластика Испании - проблемы национальной специфики стиля. Памятники собора в Бургосе.


Графический дизайн в России