Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Готическая архитектура.

Собор - центральный образ готической архитектуры, его универсальный и синтетический характер. Собор как выражение картины мира. Доминанта архитектуры, определяющей нормы и в других видах искусства. Органичное единство архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства в соборе. Тотальный смысл храма как материализация небесного, высшего мира - функция этого единства. Новая концепция интерьера – цельный, гораздо менее расчлененный, гомогенный, охватываемый одним взглядом. В этом достижении единства всего внутреннего пространства - основная тенденция готической архитектуры и ее главное отличие от романской. Связь этой концепции: А) с нарастающей ролью проповеди в богослужении, требующей объединения верующих, охваченных единым чувством и порывом, в одно целое; Б) с переходом от монастырского храма к городскому, приходскому. Вытекающие отсюда конструктивные различия между готикой и романикой.

Романика и готика - противоречивый характер проблемы преемственности: А) принципиальная невозможность органического перехода от романской архитектуры к готической. Б) ростки готической архитектурной конструкции в норманнской романике (новая структура стены в храме аббатства Жюмьеж, храмы в аббатствах Сент Этьенн и Сент Трините в Кане, норманнский двубашенный фасад). Большее значение образца и подражания ему в готической архитектуре по сравнению с романской, (где эволюция совершается в зависимости от весьма разнообразных региональных моделей) и обусловленное этим большее единство стиля.

Истоки, роль и значение нервюрного свода для развития готической архитектуры (переход крестового свода в нервюрный, логика и последствия его распространения в важнейших частях храма). Проблема происхождения нервюрного свода в европейской архитектуре: протонервюры в античной архитектуре, появление нервюр в ломбардской архитектуре конца XI века (и их предположительное распространение оттуда напрямую в англо-нормандской архитектуре), декоративные нервюры в мусульманской архитектуре Испании, начиная с X века, как возможные прототипы. Применение нервюр в восточно-христианской архитектуре и их конструктивные функции (на примере Армении).

Принципиально новые возможности нервюрного свода - перекрытие на одном уровне самых разнообразных в плане пространств, в том числе перетекающих и проникающих друг в друга (хор и деамбулаторий готического храма). Отказ от крипт и галерей – среди самых важных отличий двух стилей. Последовательная реализация этих черт только в памятниках высокой готики - зрелого периода стиля. Эпоха Возрождения Лекции по истории искусства

Формирование новой структуры стены центрального нефа, соответствующей готической конструкции. Варианты возведения стены центрального нефа в северной и северо-восточной Франции: трехчастное (аркады, трифориум, окна), его появление в романской архитектуре северозапада Франции (храмы Кана) – классический тип, реализующий все возможности готической конструкции (Реймс, Амьен, Нотр Дам де Пари). Четырехчастное – (аркады, галереи, трифориум, окна). Романское происхождение этого варианта (в соборе в Турне, XII в.) и распространение в готическую эпоху: Лаон, Нуайон (впервые) и др. Менее функциональный характер этого типа, из-за сохранения галерей над боковыми нефами. Распространение обоих типов в других регионах. Сохранение в Италии гораздо более архаической структуры центрального нефа по вертикали – двухчастной (аркада и стена), восходящей, минуя романскую архитектуру, к более древним образцам. Дальнейшее увеличение и усложнение формы окон в готических сооружениях.

Повсеместный отказ готики от симметричности плана, обусловленной двумя апсидами и двумя хорами. Подчеркнутая аксиальная ориентация готической базилики, динамическое развитие пространства с запада на восток, отсутствие интереса, в отличии романики, где они играют определенную роль, к центрическим планам, «фасадность» решения западной части храма.

Вопрос об анонимности и авторстве в готической архитектуре. Дальнейшая профессионализация архитектора.

Проблемы цистерцианской готики. Цистерцианская архитектура как своеобразная протоготика: нервюры в зале капитула в Фонтенэ (1150), в нефе Понтиньи II. Развитие протоготических черт от Понтиньи II к Понтиньи III (восточная часть – после 1185). Распространение цистерцианской архитектуры с середины XII века как стимул для проникновения готики в регионы, далекие от влияния Иль-де-Франс: юг Франции, Каталония, Арагон, некоторые районы Англии и Германии.

Иконографическая программа и принципы декора готического собора. Собор как аллегория небесного Иерусалима и обусловленная этим иконографическая программа храма, принципы выбора и дефиниции ее тем. Принципы декорирования фасадов храма.

Два параллельных процесса в искусстве этого времени: 1) развитие иконографии и появление новых иконографических схем в манускриптах. Влияние иконографии рукописей на иконографию декора собора. 2) Творческое, художественно-эстетическое развитие монументальной скульптуры как вида искусства. Рост приоритета художественных ценностей в монументальной скульптуре, влияющий даже на иконографию: огромное творческое разнообразие образов в соборах (Сен Дени, Шартра, Амьена, Реймса, Парижа) не предполагает такого же иконографического разнообразия. Сохранение традиционности в оформлении сюжетов Писания на уровне единичных сцен. (А. Грабар)

Характерные черты иконографической программы собора: редкость новых иконографических формул, предопределенная техническими и художественными проблемами; разная степень свободы иконографического творчества у иллюстраторов (или витражистов) и скульпторов; сочетание эстетических качеств с техническими особенностями поверхности фасада; вытеснение педагогических и просветительских целей иконографии на второй план; иной уровень иконографического мышления – не в рамках отдельного образа и сюжета, а в масштабах целого, ансамблевого единства скульптурных изображений; формирование нового иконографического значения и нового смысла – на уровне ансамблевого «контекста». Портал как центр и единица иконографической программы. (А. Грабар)

 Два основных направления развития иконографии: христология и мариология. Место и значение темы Страшного суда в декоре храма. Изменения трактовки этой темы по сравнению с романикой, и их причины. Тема Богоматери - среди самых значимых в эту эпоху. Нарастание значения ее культа в XII - XIII веках – одна из характерных особенностей готической культуры. 

Распределение основных тем в пространстве собора: на северном фасаде - темы Ветхого Завета, на южном - темы Нового Завета, в северной розе трансепта - Богоматерь в окружении пророков, пророчиц и ветхозаветных королей, в южной розе трансепта - Христос в окружении апостолов и святых. В розе западного фасада - повторение элементов темы Страшного суда, Христос среди старцев Апокалипсиса. Множественность символических значений этого изображения. Другие составляющие иконографическую программу собора: аллегорические изображения Добродетелей и Пороков, Добрых и Злых деяний, сумма теологических и «научных» взглядов на Вселенную - семь свободных искусств, знаки Зодиака, часы суток, времена сезонов и сезонные полевые работы, пословицы и поговорки, представители флоры и фауны. В целом - идея бесконечного разнообразия видимого мира. 

Зависимость иконографии от региональных условий, культа местных святых и т. д., при сохранении ее главной идеи - связи между Ветхим и Новым Заветом. Доминанта «типологической» иконографии. Применение единого принципа комментариев священных текстов в оформлении книг и оформлении порталов. Реализация этого принципа в скульптуре группировкой персонажей и эпизодов. Зависимость семантической значимости сюжетов от их расположения, расстояния от зрителя, освещенности, глубины рельефов.

Архитектура Франции. Значение Иль де Франс для зарождения готического зодчества. 1140–1250: первый этап развития готической архитектуры во Франции. Апробация и сложение системы готической архитектуры в аббатстве Сен Дени Фасад, 1130 – 1140. Трехчастное деление стены. Перестройка хора с двойным деамбулаторием и лучевыми капеллами начата в 1140. и других ранних готических постройках (Санс: 1130–1162) Трехчастная стена с трифориями.. Связь применения нервюрного перекрытия в Иль-де-Франс с норманнским опытом.

Архитектура Германии. Параллельное развитие ранней готики во Франции и поздней романики в Германии. Школа поздней романики в Кельне – до 1230, Санкт Гереон, Санкти Апостоли, Санкт Куниберт. (При этом – проникновение некоторых готических элементов). В итоге - значительно более позднее распространение стиля, и его последствия в типологии и эволюции немецкой готики. Влияние Франции (не столько классических кафедральных соборов Севера, сколько более скромных - Бургундии и Юга) и национальное своеобразие архитектурных решений в соборе в Магдебурге - первой постройке целиком по готическому плану.

Архитектура Италии. Проблемы готической архитектуры Италии, возможности и степень внедрения готической конструкции. В начале - применение, на фоне романской традиции, лишь элементов готики, прежде всего нервюрных сводов (Ломбардия, Сан Амброджо в Милане). Цистерцианские монастыри - проводники форм цистерцианской готики в Италию, их влияние на культовую и светскую архитектуру.


Графический дизайн в России