[an error occurred while processing this directive]
История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Готический стиль

Эпоха готического искусства.

Формирование национальных государств. Генезис, истоки и специфика национальных культур. Ослабление Империи, рост влияния и значения Франции и Англии. Борьба между ними. Великая Хартия вольностей и создание английского парламента. Создание французского парламента при Людовике Святом. Победа Реконкисты в Испании. Рост городской культуры. Рост светской культуры, образования. Роль куртуазной культуры. Роль рыцарства. Крестовые походы, взятие Константинополя. 

Развитие теологии и философии. Развитие схоластики и ее фундаментальное значение в культуре эпохи. Создание доминиканского и францисканского орденов и их роль в развитии философии и теологии: Альберт Великий, Фома Аквинский (доминиканцы), Бонавентура, Дунс Скот (францисканцы). Влияние идей Франциска Ассизского на духовный настрой и культуру эпохи. Рост значения парижской школы в развитии схоластики, науки, образования. Создание Университетов в Болонье (1119), в Париже (1200), в Кембридже и Оксфорде (начало XIII века), их роль в развитии науки и культуры. Париж, Оксфорд и Болонья – основные центры христианской мысли. Научная школа Оксфорда и вклад британских францисканцев в развитие науки: Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Первые научные исследования в эпоху схоластики.

Мистика в религиозной жизни эпохи. Трансформация религиозного чувства, личное общение с Богом и постижение божественного откровения, индивидуальное посвящение, мистическое созерцание облика святого. Мейстер Эккехарт (1260-1327) и полемика со схоластикой. Фома Кемпийский (1380-1471), Бригитта Шведская (1303-1377), Катерина Сиенская (1347-1380).

Роль папства. Авиньонское пленение пап.

Генезис и эволюция готического стиля. Периодизация. Художественное оформление книги Лекции по истории искусства

Возникновение термина «готика» в Италии, Филарете – в XV веке, Вазари – в XVI. Другие названия “maniera tedesca”, “maniera dei Goti”. Условность термина, история отношения к нему в европейской культуре. Эпоха романтизма как поворотный момент в «открытии» готики новоевропейской культурой. Историография изучения готики.

Хронология готики по странам и регионам. Первый период развития стиля - во Франции: 1140 - 1230; в большинстве других стран – 1170 - 1250; Второй период развития - 1240 - 1350; Третий период развития - 1350 - 1400 и позднее (кроме Италии). Периодизация английской и немецкой готики.

С XIII века – постепенное преодоление зависимости монументальной скульптуры от архитектуры. Расцвет пластических искусств со второй половины XIV века, их роль в визуальном воплощении новой картины мира. Период декоративизма в архитектуре – отсутствие конструктивных изменений и дифференциация основных структурных элементов с помощью орнамента. Сохранение этого состояния во многих регионах к северу от Альп до XVI века без изменений и новшеств.

Деятельность аббата Сугерия (1081-1151). Аббатство Сен-Дени - центр зарождающейся готической культуры. Духовный и эстетический смысл споров аббата Сугерия со св. Бернаром Клервоским. Переписка Сугерия и Бернара Клервоского как источник изучения характера, теологических и духовных оснований готической художественной культуры. Влияние взглядов Бернара Клервоского на цистерцианскую архитектуру. Духовное противостояние Бернара Клервосского и Пьера Абеляра. 

Проблема национального своеобразия в архитектуре и изобразительных искусствах.

Готический стиль как духовное и художественное явление.

Новые пути развития готической архитектуры и изобразительного искусства. Новое видение пространства, восприятие времени, концепции настоящего, прошлого и будущего. Новое видение Бога и природы, взаимосвязей между ними с точки зрения человека готической эпохи. Новое самосознание и самовосприятие, личностное, индивидуальное и индивидуализирующее начало в психике человека и во всей культуре как стилеобразующие и формообразующие факторы. Влияние личностного благочестия, индивидуального обращения к Богу, на искусство. Обогащение форм искусства, строительство маленьких капелл и индивидуализированная иконографическая программа их украшения. Появление новых иконографических сюжетов - Пиэта, Иисус-Мизерикордия, Богоматерь-Мизерикордия, Христос Скорбящий - как выражение религиозного настроя и религиозного переживания эпохи.

Роль, значение и масштабы светских форм творчества в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. Новые формы взаимодействия между искусствами: изобразительными между собой, архитектурой и изобразительными, изобразительными искусствами и литературой.

Основы внутреннего единства готического стиля во всех видах искусств.

Схоластика, искусство, архитектура - проблемы корреляции. (Панофски). Параллели в генезисе и развитии готической архитектуры и схоластики (от Пьера Абеляра до Альберта Великого). Аналогии в видении целого и его частей, иерархической зависимости между ними в архитектуре и Summa theologica, появившихся в эту эпоху (Панофски, Гродецки). 


Графический дизайн в России