[an error occurred while processing this directive]
История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Немецкая иллюминация. Формирование нового стиля – итог имманентной эволюции оттоновской иллюминации в сочетании с итало-византийским стилем, часто идущим из Клюни. Большая близость немецкой иллюминации к Италии, чем к Франции. На рубеже XII-XIII веков – нарастание многообразия и экспериментов на фоне отсутствия последовательной эволюции. Точки схода между различными центрами: влияние «византийской волны» последней трети XII века и новый интерес к изображению человеческой фигуры.

Рейнский регион – расцвет зрелого романского стиля между 1130 и 1170 гг. Традиционные для региона итало-византийские влияния. Кельн: Лекционарий архиепископа Кельна Фредерика (до 1131), Евангелиарий из Санкт Панталеон.

Мозельский регион: Библия из Ставло (два кодекса, 1097) – каролингские и оттоновские черты в стиле и иконографии, но – новое понимание изображения фигуры (Иисус Христос). Третья четверть XII века – расцвет романики в регионе. Библия Флорефф (после 1155) и распространение «типологического» (по Грабарю) метода в Германии.

Саксонский регион: вклад северных скрипториев в развитие романского стиля – только к середине XII века. Центры – Корвей, Хельмарсхаузен, аббатство Санкт Михаэель в Хильдесхайме. Влияние типологической иконографии в регионе: Миссал из Хильдесхайма (ок. 1160), Евангелиарий из Хельмарсхаузена (ок. 1175). Евангелиарий из Хельмарсхаузена (конец XII в.) - иконографические композиции типологического плана со сложным символико-аллегорическим смыслом.

Hortus deliciarum аббатисы Херады (1175-1185) – его место в развитии немецкой иллюминации, влияние на миниатюру и витражи Эльзаса, особенно романские витражи Страсбурга и Альпирсбаха. Последовательное применение типологической иконографии в сопоставлении сцен Ante legem и Sub lege; дидактической иконографии – в многочисленных персонификациях. Стиль – сильные византийские влияния, в том числе на многие иконографические схемы. Гипотеза о прямом влиянии греческой рукописи. Литература древних майя находилась на очень высокой ступени развития. Их книги, или кодексы, как их часто называют, представляют собой одну полосу бумаги, изготовленную из растительного волокна и натурального клейкого вещества. Эту бумагу покрывали с обеих сторон белой известью.

Зальцбург: лучшее понимание форм человеческого тела, легкость в движениях и трактовке складок – итог византийских влияний. Библия св. Флориана (I четверть XII века), Евангелиарий 1140 года.

Испанская иллюминация.

Каталонская школа: Стадиальное несовпадение развития романского стиля в разных видах изобразительного искусства – его формирование в иллюминации значительно опережает монументальную живопись и предопределяет их заметное различие. Выдающаяся роль скриптория в Риполле в XI веке: а) как место создания лучших памятников; б) как катализатор самобытных стилистических характеристик каталонской романской иллюминации. Скриптории в Жероне и Вике, их развитие в тесной связи и взаимодействии с Риполл. Памятники Риполл – Библия Сант Пере де Родес и Библия Фарфы (сейчас в Риме) – тип монументальных Библии. Время создания – II-III четверть XI века, но закончены в начале XII. Значение Библии Фарфы для формирования иконографической программы скульптуры портала Санта Марии в Риполле. Гомилии св. Григория (конец XI века) – традиция иллюстрированного инициала. Беатус из Риполл (посл. четверть XI века): в качестве его модели – Беатус из Жероны, но - отсутствие заметного стилистического сходства с ним. В этом - ключевое значение памятника в редукции романской каталонской иллюминации от мосарабских черт.

II четверть XII века – новая стадия в эволюции каталонской иллюминации. Практическое вытеснение мосарабских черт в том числе из орнамента. Новые влияния: с запада Франции (особенно Пуату) – в решении человеческой фигуры (Псалтырь из Вика, II четверть XII века); орнаментальные формулы и раппорты англо-норманнского происхождения в инициалах и украшении бордюров (Псалтырь из Вика, II четверть XII века, Рукопись из Сант Куго дель Валлес, 1120-1130). Библия из Лериды – один из лучших памятников этого направления.

Кастилия и Леон. Сохранение мосарабских черт во второй половине XI века: Молитвенник короля Фердинанда I, Беатус из Бурго де Осма (1086). К этому же направлению – продукция скриптория Сан Миллан де ла Коголла, где появляются первые манускрипты на кастильском наречии: Беатус из Сан Миллан де ла Коголла (1100).

XII век: зрелый романский стиль. Книга завещаний леонских королей (1126-1129) – тенденции к схематизации и геометризации форм. Три монументальных Библии: из Авилы (сер. XII века), Библия Сан Исидоро (1162, 3 кодекса, по модели Библии Валераника 960 г.), Библия из собора в Бургосе (посл. четв. XII века). Вопрос о французских влияниях в этих памятниках.

Итальянская иллюминация. Региональная специфика в развитии итальянской иллюминации. Ломбардия – в XII веке продолжение традиций XI. Графичность стиля, ограничение роли цвета, проникновение византийских влияний. Памятники: Антифонарий из Монцы (к. XI), Сакраментарий из Новарры (ок. 1100), Гексамерон св. Амвросия (Милан, вторая четверть XII).

Скрипторий аббатства Монте Кассино: Экзультет из Ватикана (около 1060), Экзультет из Британской библиотеки (1070-1080) – отражение стиля монументальной живописи. Лекционарий из Ватикана – лучший памятник, созданный при аббате Дезидерии. Бревиарий Одеризиуса (конец XI века).

Рим: обновление стиля с последней четверти XI века. Первая четверть XII века – расцвет римской живописи. Два направления: 1. Памятники из монастырских скрипториев Субиако, Фарфы, Санта Чечилия ин Трастевере в Риме. 2. Так называемый «геометрический» стиль с большими инициалами. Круг памятников – Большие римские (гигантские, «атлантические») Библии. Влияние спиритуализма грегорианских реформ. С конца XI века – развитие иллюстративного нарративного принципа вместо обычая украшать только инициал. Библия Пантеона (1125).

Тоскана: Влияние больших римских Библий на Библию из Санта Мария дель Фьоре (первая четверть XII века). Расцвет искусства Тосканы и формирование школы со второй четверти XII века.


Графический дизайн в России