Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Романский стиль

Романская эпоха: политические и религиозные события, оказавшие влияние на развитие искусства этого периода и отразившиеся в его памятниках. Теология и философия.

Исторические предпосылки появления «большого стиля»: стабилизация социально-политической ситуации, окончание набегов.

Ослабление арабского халифата, победы Реконкисты. Взятие в 1085 году Толедо, древней столицы вестготов. Потеря сарацинами Сардинии в 1022 г.

Усиление торговли и обмена по Средиземному морю, объединение Запада и Востока в экономическом и культурном плане. Связи между Византией, Венецией, Генуей, Пизой. Балтика как центр торговых связей на севере Европы.

Нарастание в XI веке роли арабской культуры в Западной Европе. Переводы с арабского на латынь основных сочинений греческих философов. Деятельность школы «Kollegium» в Толедо в XII веке и переводы большого количества греческих научных трактатов.

Феномен крестовых походов и их значение в западной культуре.

Развитие теологии и философии. Начало деятельности Шартрской школы. Сен-Викторская школа и учение Гуго Сен-Викторского. Пьер Абеляр - личность и мыслитель. Влияние его идей на духовную культуру. Организация школы в Париже. Руководство кафедрой Нотр-Дам и начало парижского университета - одного из самых мощных центров светской и духовной культуры средневековой Европы. Иоанн Солсберийский - ученик Абеляра.

Романский стиль как духовное и художественное явление. Под влиянием учения дзэн в японской поэзии получают развитие несколько основных жанров. Искусство владения жанром танка было обязательным для придворного. В основе танка лежит стремление человека выразить сиюминутное впечатление от явлений окружающей действительности:

Предпосылки и особенности стилистического единства романики на территории Западной и Центральной Европы - единая духовная основа, единство католической церкви в ее противопоставлении восточно-христианской, прежде всего – византийской. Строительная и художественная деятельность монашеских орденов (прежде всего - бенедиктинского), роль кочующих монашеских артелей для распространения стиля и закрепления его единства. Сложение единой типологии романского храма, доминанта ансамблевых и синтетических тенденций на основе архитектуры.

Формирование набора единых стилистических признаков во всех видах изобразительных искусств. Проблема эстетического качества и эстетического восприятия романского искусства.

Закрепление основных черт картины мира в романской иконографии. Эволюция канона и иконографических схем в романское время. Региональная специфика иконографии. Влияние развития и усложнения литургии и мессы на романское искусство. Расширение и распространение циклов, восходящих к античным календарям, космографии и астрономии в искусстве романики и готики. Сложение системы декорирования западного фасада и тимпанные композиции.

Дальнейшее развитие и углубление одной из важнейших особенностей западной иконографии – соединения образов, восходящих к Писанию и другим религиозным сочинениям, с образами из научных трактатов поздней античности. Огромный потенциал этого метода в сфере иконографического творчества. (А. Грабарь).

Место XII века в истории западноевропейской цивилизации. Черты и тенденции в культуре XII века, ставшие основанием для применения термина «возрождение». Аспекты обращения к миру и обращения к античности в XII веке и в итальянском Ренессансе – сравнительная характеристика. Более глубокий и органичный характер интереса XII века к античности, чем в каролингской культуре.

Одна из глобальных тенденций конца столетия – обращение к миру как принятие творения, ее значение для эволюции культуры и перехода к готике.

Генезис и развитие романского стиля. Периодизация. Территориальные и временные границы романского стиля по странам и регионам, региональная специфика, формы и время в Германии, Англии, Испании, Италии. Франция - классическая страна зрелого романского стиля.

Проблема поздней романики: Параллельное развитие ранней готики во Франции и позднего романского стиля в остальных странах. Стилистические и региональные особенности поздней романики. Принципиальное отсутствие преемственности между поздней романикой и ранней готикой с точки зрения архитектурной конструкции и стилистической эволюции в изобразительном искусстве (Кубах). Отрицание полной оппозиции между ними (Дехио, Гродецки).

Романская архитектура. Романский храм как отражение христианской модели мира, центральная проблема романской культуры и романского стиля, основа синтеза искусств. Облик и образ храма. Архитектурная композиция, структура внутреннего пространства, сакральная топография. Типологические особенности: зависимость плана от литургической программы, подчеркнутая функциональность основных композиционных частей, которая «читается» и в интерьере, и в экстерьере.

Внедрение каменных сводов для перекрытия нефов базилик и совершенствование строительной техники и техники обработки каменных блоков, монолитно-оболочная система - конструктивные предпосылки для развития стиля. Типология сводчатых перекрытий: цилиндрические продольные, цилиндрические на подпружных арках, крестовые, нервюрные (с последней четверти XI века). Происхождение конструктивных приемов (кроме сводчатых перекрытий центральных нефов) в основном из каролингской архитектуры. Разнообразие решений в интерьере: А) в нефах - плоские перекрытия в сочетании со сводчатыми в апсиде и хоре; Б) в центральных нефах – цилиндрические продольные или на подпружных арках своды (опираются на прямоугольных или круглых столбах) в боковых - крестовые своды. Купол над средокрестием – конструктивные и функциональные отличия по сравнению с крестово-купольной системой.

Логическое развитие романской архитектурной системы, обусловленное применением каменных сводчатых перекрытий: рост храма вверх, достижение единства пространства центрального нефа, его доминирующего положения, утолщение стен, монументальность, формирование наружной композиции на противопоставлении горизонтальных и вертикальных объемов, уменьшение оконных плоскостей, появление характерного скоса оконного проема. Тенденция к центричности в квадратном плане травей, перекрытых крестовыми сводами. Связанная романская система и ее конструктивные функции.

Основные внутренние элементы структуры и их соотношения: центральный неф, травеи, перекрытые сводом, определяющие ритмическое развитие тела храма, боковые нефы, три новых пространства трансепта – два рукава, часто с капеллами, и средокрестие, которое, будучи частью целого, замкнуто на себя, крипта, «приподнимающая» хор над нефами. Ордерные элементы и их функции в интерьере и экстерьере храма, романские капители. Появление трибун над боковыми нефами.

На фоне стилистического единства – огромное региональное разнообразие и его варианты: немецкие храмы второй половины XI века с широкими и длинными, но не ритмизованными внутренними пространствами, с плоским перекрытием; французские паломнические храмы с сложными планами и изощренной артикуляцией, с поднятием центрального нефа под сводами; храмы Аквитании, перекрытыми куполами в одной линии, с противопоставлением автономных подкупольных пространств; клюнийские храмы с огромным пространством, большими, максимально поднятыми аркадами и цилиндрическими сводами.

Тип «бенедиктинского плана» в романской архитектуре, его специфика (эшеллонированные апсиды, отсутствие обхода хора и венка капелл), определяемая литургией, его функциональные особенности. Храм в Шатомейане.

Сохранение плоских стропильных деревянных перекрытий по духовно-идеологическим причинам или как архаический и консервативный признак.

«Первый романский стиль». Значение XI столетия в формировании романского стиля. Распространение первого романского стиля: географическое - северная и центральная Италия, Каталония, нижний Лангедок, Прованс, долины Роны и Соны, рейнские земли, частично центральная Европа и хронологическое – первые черты проявляются в некоторых регионах уже в середине X века. К 1060-1080 уступает место зрелому романскому стилю. У его истоков - противоборство и взаимопроникновение культур Востока и Рима, средиземноморской и варварской архитектурных традиций. Сосуществование первой романики с другими стилистическими тенденциями в XI веке.

Линия цистерцианской архитектуры. Храмы Нормандии. Расцвет норманнской архитектуры со второй половины XI века. Длительное сохранение плоского стропильного перекрытия - Жюмьеж, Байё. Храмы Кана - Сент Этьенн и Сент Трините – вторая линия развития архитектуры Нормандии. Перестройка храмов Кана (1120 – 1130) и новая фаза эволюции норманнской системы сводов. Протоготические черты в применении декоративного нервюрного свода и развитии центрального нефа в высоту.

Романская архитектура Испании. Контакты с исламом и их влияние на процессы формотворчества. Значение мосарабского искусства. Проблема испанских черт (независимых от Франции) в романской архитектуре и их усиление на поздней стадии эволюции стиля. Второй романский стиль в Каталонии (XII век). Более сложные архитектурные планы и композиции трансептами и деамбулаториями. Развитой скульптурный декор, сформировавшийся под влиянием скульптуры Руссийона, Прованса и Тулузы.


Графический дизайн в России