Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

История искусства

История живописи, архитектуры, дизайна

Живопись первой трети и середины 14 века

Иконопись в палеологовский период становится, пожалуй, главным видом искусства. Причина этого кроется не только в бедности государства. Свою роль сыграло также усиление личностного начала в религиозном сознании 14 в., поскольку икона прежде всего рассчитана на индивидуальное молитвенное общение. Выросли масштабы икон, все больше места они стали занимать в храмовой декорации. Палеологовский ренессанс оказал значительное воздействие на развитие искусства многих европейских стран. Иконы всегда выступали первыми посланниками новых художественных тенденций Византии. Они играли роль тех образцов, на которые стремились ориентироваться. Византийские иконы привозили на Русь, в Болгарию, Сербию, Грузию. Характерные черты иконописи периода палеологовского ренессанса – классическая ясность образов, четкость построения и ритм композиций, развитые архитектурные «кулисы», живописная лепка объемов. Почти 200-летнее правление Палеологов в истории византийского государства – период, насыщенный множеством бед: неустойчивостью власти, гражданской войной, бедностью, утратой прежнего престижа империи, унижением в политике, страхом перед приближающимся турецким нашествием. Это было время, когда, по словам современников «в государственных сокровищницах ничего не осталось, кроме ветра, пыли и разве что эпикуровых атомов». Почти полностью лишившись сил физических, Византия все больше обращалась к миру духовному. Религиозная жизнь 14 в. во многом связан с исихазмом. Учение об «исихии» - одно из древнейших направлений в монашестве, особенно усилившееся в этот период. Целью исихии было достижение внутренней тишины, гармонии, «умная молитва», преображающая человека и позволяющая созерцать «умными очами» Божественный свет, а значит, общаться с Богом. Одно из основных положений исихазма, имевшее особенно больше воздействие на искусство, - мысль о возможности сообщения человеку Божественных энергий и преображение человеческой природы. В период религиозного взлета возникло искусство, соответствующее сильному духовному подъему. В Византии под влиянием исихастских идей все более заметное значение приобретал строгий, отрешенный, аскетический живописный стиль, отразившийся в ряде произведений второй половины 14-н. 15 в. Огромную роль в иконописи стали играть пробела, высветляющие лики, ассисты. Эти художественные приемы символизировали божественный свет, присутствие в мире животворящей Божественной энергии. Большим разнообразием отличаются образы святых, растет внимание к портрету. Высоким качеством выделяются произведения начала столетия. Среди них икона «Двенадцати апостолов» (14 в), представляющая, по существу, групповой портрет учеников Христа. Апостолы изображены стоящими перед зрителем в два ряда, при чем второй ряд как бы помещен на возвышение, ступеньку, от чего хорошо видны лица всех персонажей. В Палеологовскую эпоху особое значение получает тема «Троицы», известная до тех пор лишь несколькими примерами относящимися в основном к раннехристианскому времени. Интерес к изображению Богоматери вызвал к жизни многочисленные иконографические типы. Клеевая живопись является одним из самых древних способов росписи стен и потолков зданий. Ввиду простоты своей техники и сравнительной дешевизны употребляемых в дело материалов, а также красивого, легкого и воздушного тона она и до сих пор пользуется среди художников большой популярностью.

Живопись второй половины 14 века

на поле иконы «Христос Пантократор» (1363) сохранились две маленькие молящиеся фигурки. Это портреты сановников, по заказу которых она была написана. Сама икона отличается высочайшим качеством исполнения. Главный эффект иконы – сияние. Сияние излучает лик Христа, глубокий синий цвет его плаща, вся живописная поверхность. Красота и совершенство облика Христа и всех качеств живописи составляет особую эстетическую и содержательную концепцию образа. На пластически совершенной форме лежат цвета – знаки присутствия Божественной энергии. Они накладываются штрихами белого цвета и символизируют лучи Божественного света, одухотворяющие материю и образ. Свет не формирует образ, а существует самостоятельно. Замысел иконы – мажорная полнота бытия, обогащенного Божественным присутствием и поднятого на наземную высоту, где царят совершенство, свет и радость. Острая богословская полемика развернулась 1330-1340-е гг. Византия, находясь под угрозой политической катастрофы, стремилась разрешить религиозные вопросы. Самой знаменитой фигурой этой эпохи стал Григорий Палама, отстаивавший положение исихизма в борьбе с яростными противниками и окончательно победивший на церковном соборе 1351 г. Григорий Палама был канонизирован православной церковью уже в 1368 г, по его имени все исихастическое направление византийской религиозной жизни 16 в. часто называется «паламизмом» Икона Св. Григория Паламы была написана, возможно, сразу после канонизации. Церковные споры велись вокруг проблемы познаваемости Бога, природы Божественности света, которые согласно Евангелию, озарил учеников Христа на горе Фавор. Исихасты считали Фаворский свет не «тварным», т.е. сотворенным явлением, а сиянием Божественной природы Христа.

Основные черты палеологовского ренессанса

Палеологовский «ренессанс» — так принято называть явление в искусстве Византии 1 четверти 14 века. Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные формы, испытывая сильнейшее влияние античного прошлого. Именно тогда создаются миниатюрные мозаичные иконы, предназначенные либо для небольших, камерных капелл, либо для знатных заказчиков. Например, икона «Святой Феодор Стратилат» в собрании Петербургского Эрмитажа. Изображения на таких иконах необыкновенно красивы и поражают миниатюрностью работы. Образы либо спокойные, без психологической или духовной углубленности, либо наоборот остро характерные, как будто портретные. Таковы изображения на иконе с четырьмя святителями, так же находящейся в Эрмитаже. «Благовещение» из церкви святого Климента в Охриде. XIV век. Сохранилось так же много икон, написанных в обычной, темперной технике. Все они разные, образы никогда не повторяются, отражая различные качества и состояния. Так в иконе «Богоматерь Психосострия (Душеспасительница)» из Охрида выражены твёрдость и крепость, в иконе «Богоматерь Одигитрия» из Византийского музея в Фессалониках напротив переданы лиричность и нежность. На обороте «Богоматери Психосострии» изображено «Благовещение», а на парной к ней иконе Спасителя на обороте написано «Распятие Христа», в котором остро переданы боль и горесть, преодолеваемые силой духа. Ещё одним шедевром эпохи является икона «Двенадцать апостолов» из собрания Музея изобразительных искусств им. Пушкина. В ней образы апостолов наделены такой яркой индивидуальностью, что, кажется, перед нами портрет учёных, философов, историков, поэтов, филологов, гуманитариев, живших в те годы при императорском дворе. Для всех перечисленных икон характерны безупречные пропорции, гибкие движения, импозантная постановка фигур, устойчивые позы и легко читающиеся, выверенные композиции. Присутствует момент зрелищности, конкретности ситуации и пребывания персонажей в пространстве, их общения. В монументальной живописи так же ярко проявились черты палеологовского «ренессанса». Дорогая мозаика все чаще уступает место фреске Но здесь палеологовская эпоха принесла особенно много новшеств в области иконографии. Появилось множество новых сюжетов и развёрнутых повествовательных циклов, программы стали насыщены сложной символикой, связанной с толкованием Священного Писания и литургическими текстами. Начали использоваться сложные символы и даже аллегории. В Константинополе сохранилось два ансамбля мозаик и фресок первых десятилетий 14 века — в монастыре Поммакаристос (Фитие-джами) и монастыре Хора (Кахрие-джами). В изображении различных сцен из жизни Богоматери и из Евангелия появились неизвестные раньше сценичность, повествовательные подробности, литературность. Основная тенденция - изживание монументальности. Все приобретает отныне движение. Развеваются складки одежды, святые не принимают позы, а движутся, хотя фигуры остаются непропорциональными и никогда не ступают на полную ступню (чтобы передать их легкость, как бы нематериальность). Появляется пейзажный и архитектурный фон, пространство углубляется. На лицах святых проступают нормальные человеческие чувства (например, отцовская радость Иоакима, несущего новорожденную Марию, мозаика монастыря Хора (Кахрие Джами), 1303 г.). Нередко религиозные сцены приближаются к чисто жанровым.

Все эти тенденции достигают наивысшего расцвета в творчестве Феофана Грека.


Графический дизайн в России