Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

Искусство Древнего Египта Искусство Римской империи Искусство Древнею Китая Готика Период Высокого Ренессанса Дымковская игрушка Фовизм Супрематизм Сюрреализм Оп-арт Кинетическое искусство Видеоарт и медиа

Основные направления и виды в искусстве

Основные черты развития фламандского искусства XVII века.

В XVII в. нидерландское искусство разделилось на две школы: фламандскую и голландскую в связи с разделением самих Нидерландов в результате революции на две части; на Голландию, как стали называть 7 северных провинций, освободившихся от власти Испании, и на южную часть, оставшуюся под владычеством Испании, Фландрию (современная Бельгия). Историческое раз­витие их пошло разными путями, равно как и культурное. Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, а также католическая церковь играли главную роль в жизни страны, являлись основными заказчиками искусства. Поэтому картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величе­ственные алтарные образа для богатых католических церквей вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Сю­жеты из Священного Писания, античные мифологические сиены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюр­морты основные жанры искусства Фландрии XVII в. В нем смешались черты и испанские, и итальянского Возрождения с собственно нидерландскими традициями. А в итоге сложилось фламандское искусство барокко, по национальному жизнерадост­ное, эмоциональноприподнятое, материальночувственное, пышное в своих изобильных формах. Фламандское барокко мало проявило себя в архитектуре, зато ярко и выразительно в декоратив­ном искусстве (в резьбе по дереву, чеканке металла), искусстве гравюры, но особенно в живописи.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (15771640). Универсальность таланта Рубенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Родился в Германии. Обучался живописи сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направлении. Художник, который в обыденном со­знании ассоциируется с художником почти языческого буйства плоти, был одним из самых интеллектуальных и образованнейших людей своего времени. В начале творчества наибольшее влияние оказал Караваджо. В Италии он изучил и на всю жизнь полюбил античность.

В 1608 г. Рубенс возвратился на родину. С этих пор успех как художнику. 20е и 30е годы период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иностранные Дворы. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста», в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа XVII в. В нем сочетаются монументальность и декоративность.

Искусство Рубенса типичное выражение стиля барокко, об­итающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. В них начисто отсутствует мистика, экзальтация, присущие немецкому и даже итальянскому барокко. Физическая сила, страстность, иногда даже необузданность, упоение природой приходят на смену спиритуалистической, завуалированной эротике берниниевской «Терезы». Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой голубоглазой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян остается полон сил под градом стрел.

Картины Рубенса насыщены бурным движением. Это поистине мир, где нет покоя.

Рубенс понимал и любил античность, он часто претворял мифы в живописные образы. Но избирал он преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции. Юпитер похищает своих возлюбленных, амазонки сражаются, сатиры напа­дают на нимф... Вакханалии, в которых можно выразить радость бытия, пропеть гимн жизни. Под кистью Рубенса поэтизируется чувственная стихия («Персей и Андро­меда»).

Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии. Атмосферу семейной жизни Рубенс прекрасно передал в «Автопортрете с Изабеллой Брандт» (16091610), изобразив себя и жену под сенью цветущей жимолости, в нарядных, даже торже­ственных костюмах, лишенными всякой позы и нарочитости, излучающими молодое счастье.

В 1623—1625 гг. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи, вдовы Генриха IV, для украшения Люксембургского дворца.

В 1626 г. Рубенс теряет свою любимую жену. Кончается опре­деленный период его жизни. Едет с дипломатическим поручением в Испанию и Англию (для переговоров о мире Испании с Англией). Везде почет и покровительство, приобретение новых связей. В Испании Рубенс изучает полотна Тициана, знакомится с молодым Веласкесом.

В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен. Новая жена Елена Фоурмен. Она стала музой художника в последний период его творчества. Елена Фоурмен живое воплощение идеала художни­ка. Рубенс славит женщину как символ жизни.

В это последнее десятилетие жизни Рубенс больше пишет для себя, руководствуясь собственным выбором тем, но исполняет немало произведений и по заказу. Он пишет портреты. Это парадный барочный портрет, в котором величие передается и позой модели, и костюмом, и всякими аксессуарами обстановки («Автопортрете» (16381639), «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625)).

Рубенс обращается и к жизни природы. Широкие равнины, тучные стада, могучие деревья, спокойное приволье или, наоборот, разбушевавшаяся стихия, все передано с одинаковым чувством реализма.

В последнее десятилетие живописное мастерство Рубенса отли­чается особенной виртуозностью и предельной широтой. Колорит становится более монохромным, более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность («Вирсавия», 1635; «Следствия войны», 1638).

Рубенс умер в 1640 г. в расцвете творческих сил. У него было много учеников, огромная мастерская, в которой многие работы были завершены по эскизам художника его учениками. Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный были в их числе. Историческое значение Рубенса в том, что он определил пути развития фламандской школы, имевшей огромное влияние на последующее развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Наиболее знаменитым из всех учеников Рубенса, учившимся у него недолго Антонис ван Дейк (15991641). Ван Дейк рано сложился как художник. Он всю жизнь стремился приобщиться к родовой аристократии, и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристокра­тизм модели, ее хрупкость и изысканность. Изящный баловень судьбы – «Автопортрет». Он пишет себя то Ринальдо, то Парисом, то св. Себастьяном. Портретируя антверпенских богатых бюргеров, художник всячески старается аристократизировать модели, сообщая им нервную экс­прессию и утонченность форм.

В его творчестве большое место занимают сюжеты мифологи­ческие и христианские, которые он трактует с присущим ему лиризмом («Сусанна и старцы», 1618; «Св. Иероним», 1620; «Мадонна с куропатками», начало 30х годов).

Но главным жанром ван Дейка становится пор­трет. В первый период он пишет богатых бюргеров или своих товарищей по художе­ству, пишет в строго peaлистической манере, с тонким психологизмом. Но по приезде в Италию – это парадный, репрезентативный портрет, в котором, прежде всего, выражена сословная принадлежность модели. Фигура подана несколько снизу, что делает ее более величественной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают это впечатление.

Уезжает в Англию на службу к королю Карлу I (1632). Английская национальная школа живописи еще только складывалась, и ван Дейк был встречен с радостью и сразу буквально засыпан заказами. Пишет галерею парадных портретов английской придворной аристократии. Свои модели он представляет в богатых интерьерах или на лоне природы, чаше всего в рост, в эффектной позе, в красочной одежде, явно приукрашенными (портрет Томаса Уортона; портрет Карла I на охоте, ок. 1635).

Для Англии ван Дейк явился основателем большой школы портретного искусства, достигшей исключительного расцвета в XVIII в. Но и для школ континента ван Дейк как мастер парадного портрета имел огромное значение.

Ван Дейк был во многом далек от Рубенса. Истинным последо­вателем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Иорданс (15931678), крупнейший художник Фландрии XVII в. Многому научился у великого живописца, но сумел не утратить а свои индивидуальные черты. За какие бы темы он ни брался мифологиче­ские, христианские, аллегорические, он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюб­ленный его жанр бытовой. Это национальный «Праздник бобо­вого короля» семейные пирушки, много раз повторенные художником: столы ломятся от яств, лица лоснятся от довольства, расплываются в улыбках. Художник искал свои образы в крестьянской среде, в народной толпе. В другом распространенном сюжете «Сатир в гостях у крестьянина» (на тему эзоповской басни) античная легенда приобретает национальные фламандские черты. Искусство Иорданса самым тесным образом связано со старонидерландскими традициями. В ранние годы из европейских мастеров на него оказал большое влияние Кавараджо. Насыщен­ность цвета создает праздничность композиции, всегда брызжущей весельем. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная. Национальный колорит, национальный тип выражены в произведениях Иорданса с наибольшей полнотой и прямолиней­ностью.

Особым жанром во фламандском искусстве XVII в. был натюр­морт, знаменитым мастером которого являлся Франс Снейдерс (15791657). В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды: рыба, мясо, фрукты, битая дичь. Как правило, такие натюрморты служили декоративным украше­нием больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размеру в отличие от голландского («Лавки» Снейдерса: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», исполненные для епископского дворца).

Жанровая живопись представлена в искусстве Фландрии иск­лючительно одаренным художником Адрианом Броувером (Браувером, 16011638). Много лет проживший в Голландии, Броувер писал небольшого размера картины на бытовые темы. Его герои крестьяне и городской плебс, они играют в карты, пьют, дерутся, горланят песни. В произведениях Броувера нет широкой декоративности фламандской школы, они выполнены в духе голландского реализма и рассчитаны на близкое рассмотрение («Деревенский лекарь»). Сюжеты иногда драматичны, лица, мимика, позы, жесты необычайно выразительны, ирония переплетается с горечью, и в этом смысле Броувер продолжает традиции Брейгеля («Драка», «Сцена в кабачке»).

В творчестве последователя Броувера Давида Тенирса Млад­шего (16101690) крестьянская тема трактуется как сельские праз­днества. В больших по размеру, но мелкофигурных композициях он представляяет праздничное веселье под открытым небом, с тан­цами, трапезами, мирными беседами.

Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры Истоки декоративно – прикладного искусства Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения одежды, затем жилья. Искусство создавать такие вещи стали называть декоративным («декор» от франц. – «украшение»).

Расцвет испанского искусства XVII века. Расцвет испанской культуры: литературы и театра (освященных именами Сервантеса и Лопе де Вега), а затем живописи не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании (XV) и наступил несколько позднее. «Золотым веком» испанской живописи является XVII век, а точнее 80е годы XVI 80е годы XVII столетия.

Специфика развития голландского искусства XVII века В XVII в. Голландия стала образцовой капиталистической стра­ной. Является ведущей экономической державой Европы.

Росписи Северной Двины и Мезени. Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Эти школы народного мастерства возникли в XIX веке. Выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая. Роспись архангельского края – мезенская.

Во второй половине XVII в. крупных мастеров во фламандской живописи нет, но вклад в европейское искусство Фландрией уже был сделан.

"Умилением" является прославленная "Богоматерь Донская" - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами.

Кроме изображений типа "Умиление", многочисленными и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались "Одигитрия", что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия", Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда "Богоматерь Одигитрию", называют "Богоматерь Смоленская".  Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитри" находился в Смоленске.

Существует еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним относятся: "Богоматерь Казанская", "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь Знамение".

Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп: иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других. Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения

Иконостас.

В каждом древнерусском храме иконам были отведены оп­ределенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы предназначались для иконостаса, другие — для поме­щения у нижних частей столбов и стен, третьи — для вре­менного размещения в центре храма (на подставке — ана­лое) в определенные праздничные дни. Размеры икон, их те­матика обусловлены их культовой функцией. Изготовляли иконы и для жилища, их помещали обычно в переднем или красном (то есть самом красивом) углу дома. Домовые ико­ны, как правило, имеют меньшие размеры, чем иконостас­ные и киотные (то есть иконы, которые ставили или подве­шивали в храмах в специальных больших коробах — кио­тах). Аналойные иконы по сюжетам и размерам чаще всего совпадают с домовыми иконами.

Большинство икон, хранящихся в музеях, происходят из храмовых иконостасов.

Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположен­ных в определенном порядке и закрепленных на специальном каркасе; глухая стена иконостаса отделяет алтарное простран­ство от основной части храма. С художественной точки зрения иконостас представляет собой одновременно и малую архитек­турную форму в интерьере церкви, и целостный ансамбль станковых произведений живописи, объединенных на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы. В каждый ряд иконостаса входит значительное количество икон (до 12—15, иногда даже больше). В XVIII—XIX веках иконо­стасы нередко перестраивали, при этом некоторые старые ико­ны заменяли новыми. Поэтому в дошедших до нас иконоста­сах, как правило, находятся разновременные произведения живописи.


Советская пейзажная живопись