Портативная акустическая система

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки

Биржа студенческих   работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Биржа студенческих
работ. Контрольные, курсовые, рефераты.

Студенческий файлообменник

Студенческий файлообменник

Выполнение 
работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Выполнение работ на заказ. Контрольные, курсовые и дипломные работы

Занимайтесь онлайн 
        с опытными репетиторами

Занимайтесь онлайн
с опытными репетиторами

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

Искусство Древнего Египта Искусство Римской империи Искусство Древнею Китая Готика Период Высокого Ренессанса Дымковская игрушка Фовизм Супрематизм Сюрреализм Оп-арт Кинетическое искусство Видеоарт и медиа

Основные направления и виды в искусстве

Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие.

Вид – это исторически устойчивая форма существования и развития искусства. Различают искусства – изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (архра, прик. искусство). В свою очередь все виды искусства условно разделяются на станковое, монументальное, декоративное. Неизобразительное искусство разделяется в соответствии с материалом, техникой, назначением.

Обычно виды искусства подразделяются на пространственные и временные. К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративноприкладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика). К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение. В число временных искусств иногда включают и литературу.

Жанр – внутреннее подразделение во всех видах искусства. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения.

Архитектура – вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Это совокупность характерных признаков сооружений конкретного периода всеобщей истории (арх. античная и др.), или исторической национальной культуры (арх. Индии и т.д.). Архитектура – давнейших и труднейших искусств. Архитектура с одной стороны – это искусство самое материальное, сугубо утилитарное, с другой – абстрактное, рождающееся из чисел и расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперирует линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают так выпукло эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура. Архитектура не изображает натуру. Она выражает идею определенного художественного образа. Функции: утилитарная, экономическая, эстетическая.

Зародилась в первобытном обществе. Древнейшие поселения – зачатки примитивной архитектуры. Все памятники – на 2 группы: культовая и гражданская. Принцип для всех сооружений одинаков: фундамент; несущие части (стены, колоны, столбы); несомые части (потолок, кровля, свод); венчающие части (шпили, купола). Однако: при одинаковом принципе постройки не выглядят одинаково. 2 причины: духовные (нравы, обычаи, религия); физические (природа, климат, характер строит. материалов, благосостояние).

В определенную эпоху, в определенной местности – появляются похожие строения. Такое родовое сходство построек, принадлежащее одной местности, одной эпохе – называется – архитектурным стилем. Существует 2 тектонические системы: 1 – сводчатокупольная; 2 – строичнобалочная. Последовательное освоение этих систем, их осмысление и представляет собой историю развития архитектуры. Как область искусства архитектура начинается в культуре Месопотамии и Др. Египте. Архитектура высоко ценилась. Главное – пирамиды. Архра была призвана служить культу фараона, культу умерших, культу религии. В последствии стали появляться дворцы. Архра Др. Ег. тесно связана с астрономией, геометрией. Основной строит. материал – камень. Строительный принцип – строичнобалочный. Храмы в Др. Ег. – столбы, колоны. Грандиозные размеры. Многоколлоные храмы назывались гипостийные. С наружи залы и дворцы окружали глухие стены. Достижения – не получили продолжения, но различные композиционные принципы, стилизиция природных форм, зачатки ордерной системы – предопределили многие явления в мировой архитектуре. Античная Греция. Последовательно развивается единство всех слагаемых классической архры: утилитарная целесообразность, прочность, выразительность худ. образа. Основные достижения: 1 – осмысление ордерной системы (ордер – порядок, строй). Определенное сочетание несущих и несомых частей строичнобалочной конструкции. Несущие: колонка с капителью, базой, иногда с пьедесталом. Несомые части: карниз, фриз, архитрав – это все антаблемент. Сложились 3 ордера: дорический (разновидность – тосканский), ионический (разновидность – композитный), коринфский (наибольшее распространение Др. Рим). 2 – синтез архитектуры и скульптуры. Храм строился для божества – для статуи. Живопись отходит на второй план. 3 – формирование архитектурных ансамблей (регулярные планировки улиц, дома – фасадом на улицу). Строительство многочисленных общественных зданий: театры, библиотеки, спортивные сооружения, кинопотеки (карт. галереи). Парфенон – схема храма – периптер. 4 – глубокое понимание природы, высокое искусство слияния архитектуры и природой. Древний Рим. Твердый практицизм. Созерцательность и философия. Значительные достижения Рим. архры связаны с развитием ордерных систем, со строительной техникой, инженерией. Строятся не только культовые, но и гражданские сооружения из долговечных материалов. Рост городов, строительство триумфальных арок, колон, крупный инженерных сооружений (мосты). Изобрели и широко использовали синтез ордерноарочных конструкций. Арки могли опираться на столбы, колоны, стены. Вариантов арок и сводов – множество. Система арок – аркада составляла основу мостов. Греция – колоны (осн. достижение), балочное перекрытие. Рим – арка (осн. достижение), сводчатое перекрытие. Арка привела к идее свода – конструктивно усложненная арка. Свод – одна из главных заслуг Рим. зодчих. Простой свод – полуциркульный. Пантеон (храм всех богов) – круглое сооружение – ротонда, кирпичнобетонное. Для греков – форма периптер, для римлян – базилика, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри параллельными рядами колон на продольные нефы. Рус. архитектура ХХI вв. все строения деревянные. Строятся монастыри. Каменные храмы – период XI в. архитектура заимствована из Византии. Основной колорит каменной архитектуры заимствован из древнерусского деревянного зодчества. Романская архра ХХI вв. Название происходит от сходства некоторых типов конструкции (арки, цилиндрические или крестовые своды, каменная кладка) с римскими приемами. Характерно: лаконизм, монументальность, сдержанность, суровость внешнего облика, массивность каменной конструкции, мощные башни, скудный декор. Готика XIII в. зародилась в недрах романского зодчества. Освободилась от художественной и конструктивной тяжеловесности. Мощные стены заменяются каменным каркасом, за счет чего значительно облегчается кладка сводов. Крестовая система сводов. Разделены функции конструкции. Интерьер – высокий, просторный. В композиции – динамика стремления вверх. Интерьер – из множества колон – легкость, прозрачность. Обилие каменной резьбы и скульптурных украшений. Витражи. Собор Парижской богоматери – ранний период. Более поздняя Готика – «пламенеющая» Собор в Ренсе XIII в. Эпоха Возрождения. Возвращение в архитектуре к стенной конструкции. Возвращается понимание Античной архитектуры. Основным средством худ. выразительности – являются ордерные формы, пропорции, возрожденные из античного наследия. Стеновая конструкция вновь используется как художественной и тектоническое средство. Наряду со строечнобалочной – и купольная. Купол увенчан так называемым «фонариком». Барокко (кон. XVI – нач. XVIIIвв.). Эмоции преобладают над разумом. Итал. слово – вычурный. Стиль дворцов и домов знати. На смету гармонии и уравновешенности эпохи Возрождения приходит динамика композиции, пышность декора, богатая пластика, усложненность архитектурных форм. Характерен синтез искусств – архра, скульптура, живопись. Декор часто преобладает над тектоническим началом. Под живописью и скульптурой заслоняются архитектурные формы. Архитект. ансамбль Св. Петра в Риме, Царское село. Рококо (нач. XVIII в). фр. слово – раковина. Этот стиль проявился главным образом в богатстве и пышности декора интерьера. Характерно: обилие мелких декоративных форм, под которыми снимается ощущение массивности стен, а сама стена постепенно переходит в живописно оформленный плафон. Этот стиль – нестолько столетий. Во второй половине XVIII в. на смену приходит Классицизм. Это время повышенного интереса к формам античного зодчества, как к эталону. Свою роль в этом сыграли раскопки Помпей. Характерные черты: простота, ясность, строгость, симметричные осевые композиции и формы, логика четких планов, сдержанность декора, регулярная система планировки городов. цвет играет второстепенную роль. Основа арх. языка: ордер, в отличие от барокко – спокойные и строгие формы. Париж – Версаль, СПб и его окрестности. Делится на 3 этапа: ранний классицизм – сер. XVIII в.; зрелый – кон. XVIII в. – нач. XIX в.; поздний – первая четверть XIX в. Ампир. От слова империя. Стиль эпохи Наполеона. Ориентирован также на античную архру, но строгие и ясные формы предшествующего периода сменились массивность и парадностью. Возводятся триумфальные арки, колоны, в качестве декоративных архных элементов используются военные атрибуты (доспехи, копья, знамена, лавровые венки. На ряду с античностью – используются черты древнеегипетской символики (орнамент, сфинксы). Триумфальная арка в Париже, ансамбли дворцов и площадей в СПб. Вторая пол. XIX в. использовались в фасадах и интерьерах мотивы уже известных стилей. В одних случаях – постройки повторяли черты исторических прототипов, в других – ограничивались элементами стилей. Иногда в одном архитектурном сооружении – несколько стилевых направлений. Это эклектизм (от гр. слова – выбирать). Исаакиевский собор. На рубеже XIX в и XX в. – Модерн. Фр. слово – новейший современный. Возникает как реакция на отсутствие нового. Стиль, идущий в противовес с предшествующими направлениями. Архры модерна отказываются от ордерной системы, от регулярной планировки застроек. Характерные черты: индивидуальный облик, асимметрия, богатая орнаментика, стилизация растительных мотивов, широкое использование волнистоломанных линий и в декоре и в архных формах. Вновь возвращается синтез искусств. Строятся павильоны, особняки, общ. знания. Гостиница Астория, ярославский вокзал. Особняк Кшесинской. В 20х годах XX в. появляется направление – Конструктивизм. Главная задача – утилитаризм, функциональность. Нес на себе черты утопии, не несмотря на некоторые недостатки в этот период была заложена основа строительной индустрии, дизайна. Рост промышленного производства привел к интенсивному использованию металла, железобетона. Формы – очень разнообразны. Это стало возможным благодаря освобождению стен от многовековых функций. Важное для соврем. архры: пропорции, масштаб, ритм.

Скульптура. Это вид изобразительного искусства, дающий объемное, пространственное изображение объектов, преимущественно – человека (голова, бюст, торс, статуя, скная группа). По сравнению с живописью и графикой охватывает определенный, ограниченный круг явлений, но разрабатывает их с гораздо большей глубиной. 

Место искусства в культуре. Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная и материальная культура – это основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека.

Искусство как художественное отражение действительности. Искусство – одна из форм общественного сознания, в основе которой лежит образное отражение явлений действительности, прежде всего жизни человека, всей совокупности человеческих отношений, характеров, переживаний и прочего. При этом художественное отражение действительности может совершаться в зрительских образах (изобр. искусство), в звуковых (музыка), в слове (худ. литература), а также посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино).

Из Греции и эллинистических государств в Рим проникли утонченность и роскошь. Ввозились в огромном количестве знаменитые греческие статуи и кар­тины греческих мастеров. Римские храмы, двор­цы превратились в своего рода музеи искусства. Обратились к греческой ордерной системе (в декоративных целях).

Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой иконы.

В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись. Все эти особенности иконной доски часто имеют большое значение при установлении даты произведения.

В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную

обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменят пилеными.

О способе обработки доски можно всегда судить по следы от инструмента, оставшиеся на оборотной поверхности иконы. Так, например, от обработки топором остаются харак­терные зарубки. Но, как правило, доски древних икон (XI— XVI вв.) имеют следы обработки скобелем. Обратная сторона досок многих икон подвергалась в последующие века неоднократным обработкам. Поэтому первоначальный способ изготовления доски правильнее и безошибочнее определять по следам, сохранившимся под слоем живописи. Конечно, их можно видеть только в том случае, если часть левкаса, по­крывающего доску, утрачена. Первичная теска досок проводилась вдоль волокон древесины, чтобы выровнять поверхность каждой доски в отдельности. После соединения досок в один щит по лицевой стороне шла вторичная обработка теслом поперек волокон древесины, в целях выравнивания мест соединения. Поскольку для обратной сто­роны неровности в местах соединения досок не имеют существенного значения, поперечной тески там не делалось.


Советская пейзажная живопись